Белый Бим Черное Ухо.
Есть в мире скромные памятники, которые останавливают прохожих и заставляют вдруг ощутить волнение, нежность, тревогу.
Этот памятник открыт в начале 1998. Памятник Биму из книги воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского (1906-1995) “Белый Бим Черное Ухо” (1971). В солнечный осенний день, когда воронежцы отмечали День своего города, скульптура Бима была установлена у входа в театр кукол. Это одно из самых популярных мест у городской детворы. Бим отлит в металле сидящим в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит прямо на земле. И детвора нежно гладит его, словно он живой.
А он действительно кажется живым. Когда смотришь на скульптуру, чувствуешь на себе его тревожный и преданный взгляд, словно спрашивающий: где же мой хозяин? Но Биму никогда уже не дождаться его: он внезапно умер, и Бим осиротел, остался один-одинешенек в громадном городе. Книга Гавриила Троепольского о трагической судьбе Бима имела огромный успех. Писатель иногда в шутку говорил: “Выпустил я своего Бима на волю в Воронеже , с тех пор он и бежит”. И уже, наверное, полмира обежал: в десятках стран переведена и издана повесть “Белый Бим Черное Ухо”. Книга Троепольского входит в обязательную программу американских колледжей. По повести в России поставлен фильм, также имевший огромный успех.
У памятника всегда много детворы, жизнерадостной и шумной. Они обнимают его, фотографируются на память. А Бим все так же печально и преданно смотрит людям в глаза, словно спрашивая: когда же придет хозяин?
И хотя это не реально существовавшая собака, а всего лишь литературный персонаж, можно сказать, что уже не одно поколение наших людей было воспитано на его трагичной судьбе. Тот, кто плакал над этой книгой, становился чуть-чуть добрее, как говорил сам автор – “душа в нем есть…”. Перечитайте эту книгу еще раз, она прежде всего о людях. “Так, ни одна собака на свете не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние.” Именно благородству души учит нас сеттер Бим, застывший на проспекте Революции в Воронеже.
Скульпторы Эльза Николаевна Пак и Иван Павлович Дикунов – лауреаты Государственной премии, заслуженные художники России – подарили Воронежу Белого Бима Черное ухо. Скульпторы начали работать над Бимом в 1985 году. Когда пригласили автора книги в гости, Троепольский, прихватив в собой книгу о породистых собаках, пошел делать “разнос” (это он сам потом в этом признался), пишет ug.ru. Потому что не мог представить себе Бима, воплощенного в металле, потому что ожидал ошибок, ведь у автора всегда есть свой глубоко личный образ героя. Только “разносить” скульпторов не пришлось. Как рассказывает И.П.Дикунов, автор Бима посчитал, “что мы попали в образ”. Троепольский потом не раз приходил в мастерскую, советовал, подсказывал. И ждал. Ждал открытия памятника Биму. Но начались в стране перемены, и установка скульптуры была отложена. Отливали Бима из нержавеющей стали, для чего возили его в Пензу, потому что в Воронеже сделать это оказалось невозможно. Всю работу Дикунов и Пак сделали за свои собственные средства.
К сожалению, Троепольский так и не дождался торжества. На открытии скульптуры Бима в начале 1998 года присутствовали дочери Гавриила Николаевича. Бима авторы установили прямо на земле, без постамента. Как говорит Дикунов, чтобы детишки могли по нему лазить и гладить. И покрывало со скульптуры снимали в момент торжества не официальные лица, а маленькие девочки, пришедшие вместе с родителями на Праздник города.
25 марта 2010
Памятники